Мы приняли вызов участвовать 21 апреля 2012 года вместе с детьми в лучшей российской акции «Тотальный диктант». Мы – это родители детей с особенностями развития аутистического спектра, члены тульской общественной региональной организации «Маленькая страна – Мы Есть!». Многие наши дети имеют врожденную грамотность, и увидев новое слово один раз, они всегда пишут его правильно. Однако, в ряде случаев этих детей считают необучаемыми, например, потому что они не могут писать понятно и красиво, или пишут медленно из-за слабого развития мелкой моторики. Детей с сохранным интеллектом отказываются принимать в обычной общеобразовательной школе из-за того, что они своеобразно воспринимают окружающий мир. Например, мой сын Артем, получив открытки на свой день рождения в первом классе, исправлял ошибки и возвращал послания одноклассникам, не понимая их теплых чувств. Участвуя в «Тотальном диктанте», мы хотели показать, что даже четвероклассники могут выполнить задание уровне наравне со взрослыми.
В Туле акция проходила на базе Педагогического Университета под чутким руководством директора библиотеки Юлии Владимировны Ивановой. Поначалу я даже не надеялась, что из этого что-нибудь выйдет. Дома я пыталась подиктовать своему одиннадцатилетнему сыну Артему – ничего не получилось, если точнее – мало что получилось. А в лектории, вопреки ожиданиям, все прошло замечательно.
Мы подошли к аудитории. Там всех встречали организаторы, раздали бланки и ручки. На «шапке» надо было заполнить свои данные - фамилию, имя, отчество, год рождения, контактный телефон, электронный адрес и кодовое слово. Оказывается, мой сын все понял и заполнил это все за полминуты - очень приятный сюрприз! Кстати, телефон и электронный адрес бессовестно скатал у меня с бланка.
Дальше выступали официальные лица. Дали послушать авторскую версию, потом диктант читала преподаватель. Текст был трудный, рассчитан на скорее взрослого человека, чем на студента, не говоря уже о школьниках. И довольно объемный. Тема тоже уж слишком заумная: «И нам не все равно». Присутствовали глубокомысленные рассуждения о жизни и ответственности, о прошлом и будущем, о патриотизме и долге. Текст изобиловал множеством орфограмм, а пунктуаций там было столько, что я уже и не мечтала написать без ошибок, хотя в школе имела твердую «пятерку». Я немного опасалась, что Артем не высидит и придется уйти с половины. Однако - второй сюрприз! – он выполнил все до конца. Написал полностью, периодически просил повторить, подождать его, потому что в конце диктанта устала рука.
По поводу ошибок, конечно, не все так радужно - многие слова он слышал впервые, да и некоторые правила еще не проходили в школе. Упорно не писал с «красной строки» - не хотел и все. Это тоже особенность наших детей - делать так, как считают нужным. Но главная цель достигнута. Теперь мы знаем, что они совершенно спокойно могут участвовать в подобных тестовых мероприятиях наряду с обычными детьми.
Некоторые наши дети делали задание в индивидуальном порядке, за компьютером в виде интерактивного тестирования в зале библиотеки, потому что писать им сложно, а сделать выбор из вариантов технически вполне возможно. Сам факт участия в таком масштабном проекте говорит сам за себя – мы можем!
Вот отзыв мамы, чья дочь участвовала в альтернативном варианте «Тотального диктанта»: Для моей 11-ти летней дочери этот диктант был не самым легким. Текст совсем не детский, в нем много речевых оборотов, которые Саша еще не проходила по школьной программе 4-го класса. Например, Саша ошибочно написала слово "среднестатистический", поставив дефис. Другой пример - прямая речь. Чтобы задание было выполнено правильно, я вслух читала Александре нужное предложение, интонируя с чувством и Саша делала выбор, интуитивно выбирая знаки прямой речи. В школе-лицее, где учится моя дочь, классная руководительница говорит, что Саша - лингвист (ведь есть такое понятие - "врожденная грамотность"). Дочка с удовольствием ходит в школу, а русский язык для нее - любимый предмет. Даже дома, когда многие обычные девочки играют в куклы, мягкие игрушки и т.д., Александра играет в школу...»
С какой теплотой и вниманием отнеслись организаторы к нашим детям! Обстановка была настолько естественной и непринужденной, что ребята чувствовали себя "в своей тарелке" и совершенно спокойно справились с заданием.