Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 21:31


Меню сайта
Наши фотографии
Теги
маленькая страна Garage Sale шары форум в Туле мы есть Все дома клуб новое помещение 9 октября Болдина 112 Б маленькая страна-мы есть Поздравление 1 июня конференция дети семинар 1 сентября тула ярмарка крым Наталья Водянова аутизм Презентация акция 2 апреля тотальный диктант подари лето новый год Новый 2013 год
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Аутизм


Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма



Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (на других официальных языках ООН: англ. World Autism Awareness Day, исп. Día mundial de concienciación sobre el autismo, фр. Journée mondiale de la sensibilisation à l'autisme ) установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 (резолюция № A/RES/62/139). Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля.


Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар, что было отмечено в послании Генерального секретаря ООН в 2008 году.


В резолюции Генеральной Ассамблеи уделено внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей, выражается обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.


Резолюция рекомендует принимать все меры для информирования общества, в том числе семей, о проблеме детей, страдающих аутизмом.

Послание по случаю Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма


2 апреля 2012 года


Аутизм не ограничивается отдельным регионом или страной; это общемировая проблема, требующая глобальных действий.


  Хотя такие нарушения развития, как аутизм, начинаются в детстве, они сохраняются на протяжении всей жизни. Наша работа с людьми, страдающими аутизмом, и в их интересах не должна ограничиваться ранним выявлением болезни и ее лечением; необходимо, чтобы она включала в себя различные виды терапии, разработку учебных планов и иные меры, способствующие нашему постоянному участию в судьбе человека с данным заболеванием на протяжении всей его жизни.


Оказание помощи людям с расстройствами аутистического спектра требует глобальной политической воли и улучшения международного сотрудничества, особенно в сфере обмена передовым опытом. Ключевое значение имеет увеличение инвестиций в социальный и образовательный секторы, а также в сектор занятости, поскольку как развитым, так и развивающимся странам все еще необходимо расширять свои возможности, связанные с удовлетворением особых потребностей людей-аутистов и развитием их талантов. Кроме того, нам необходимо поощрять проведение дальнейших исследований, обеспечивать подготовку поставщиков неспециализированных медицинских услуг и давать сообществу аутистов возможность легче ориентироваться в системах здравоохранения с целью получения услуг, которые могут стать для них поддержкой и помочь им приспособиться к жизни.

  
Отмечаемый ежегодно Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма призван стимулировать принятие подобных мер и привлечь внимание к неприемлемой дискриминации, надругательствам и изоляции, которым подвергаются аутисты и их близкие. Как подчеркивается в Конвенции о правах инвалидов, люди, страдающие аутизмом, являются полноправными гражданами и должны пользоваться всеми правами человека и основными свободами.


В этот день в Нью-Йорке, Вене и Женеве Почтовая администрация Организации Объединенных Наций выпускает шесть памятных марок и два коллекционных конверта, посвященных распространению информации о проблеме аутизма. Эти маленькие кусочки бумаги с рисунками, созданными художниками-аутистами, красноречиво расскажут людям во всем мире о том, что талант и творческие способности присущи любому из нас.


  Моя супруга, активно занимающаяся информационной и просветительской деятельностью по проблеме аутизма, рассказывает мне жизнеутверждающие истории не только об аутистах, но и о тех, кто посвятил себя делу улучшения их жизни. Давайте и впредь вместе работать над тем, чтобы люди, страдающие аутизмом и другими неврологическими расстройствами, могли реализовать свой потенциал, воспользоваться имеющимися возможностями и жить в благополучных условиях, что является их неотъемлемым правом.


В Туле есть кому заняться детьми с аутизмом

2 апреля 2012 года в 12.00 в новом помещении Клуба для особых детей состоится встреча организации "Маленькая страна – Мы Есть!” с друзьями организации, как старыми, так и новыми.

2 апреля по инициативе ООН весь мир отмечает День распространения информации об аутизме. Как и многие организации, занимающиеся помощью детям с аутизмом, весь апрель ТРОО «Маленькая страна – Мы есть!» будет распространять информацию об этом недуге, пытаясь привлечь внимание широкой общественности к этой проблеме. Весь апрель будут проходить встречи детей и родителей с друзьями организации, новыми и давними, со всеми, кому небезразличны проблемы детей с аутизмом, кто откликался уже не раз, кто сейчас протянул руку помощи в обустройстве помещения Клуба для особых детей.


Чемпионка мира, почётный гражданин города, известный общественный деятель Пильщиковая Тамара Никитична постоянно сотрудничает с организацией, откликнулась и на этот раз:


«Позвольте поздравить всех членов вашего дружного коллектива ТРОО «Маленькая страна – МЫ ЕСТЬ» с ещё одним успешным шагом в решении важной задачи – социальной адаптации и психо-моторной реабилитации детей, имеющих расстройства аутистического спектра.

Решать такие вопросы представляется возможным благодаря тому, что среди жителей Тульской области есть неравнодушные люди с добрым сердцем, которым не безразличны судьбы детей, имеющих ограниченные возможности» - сообщила референта губернатора Тульской области в аппарате правительства Тульской области Т. Н. Пильщиковой.


Общественная организация помощи детям–инвалидам с особенностями развития «Маленькая страна – Мы Есть!» была учреждена в 2006 году с целью создания необходимых служб помощи людям с особыми потребностями на протяжении их жизни в Туле и Тульской области.

Медики смогут предсказывать аутизм у младенцев

Ученым из Биркбекского колледжа при Лондонском университете (Birkbeck College, University of London) удалось разработать новый метод распознавания аутизма - при помощи изучения активности мозговых волн, который позволит выявить недуг не на первом-втором году жизни ребенка, как это происходит сейчас (именно в этот период у него развиваются поведенческие признаки аутизма), а в возрасте 6 месяцев, сообщает Би-би-си.



Специалисты надеются, что столь ранняя диагностика расстройства, которое чаще наблюдается у мальчиков, может помочь при его лечении. "Преобладает мнение, что, если нам удастся вмешаться в ход болезни до проявления симптомов, например, с помощью образовательной программы, по крайней мере в некоторых случаях мы сможем облегчить симптомы", - говорит один из авторов исследования, профессор Марк Джонсон.


Команда ученого наблюдала за развитием 104 детей в возрасте от 6 до 10 месяцев. Половина из них имела высокий риск развития аутизма, так как недуг был диагностирован у их старших братьев или сестер, а остальные имели низкую вероятность развития болезни. Как объясняют специалисты, поскольку у детей с аутизмом отмечается неспособность установить зрительный контакт, им в ходе эксперимента показывали фотографии лиц взрослых людей и одновременно с помощью датчиков, прикрепленных к голове, снимали показатели активности головного мозга.


Оказалось, что у детей с низким риском появления болезни и у детей с высоким риском возникновения аутизма, у которых в будущем не была диагностирована болезнь, была зафиксирована значительная разница в активности мозга при просмотре фотографий. У детей, которым был позднее поставлен диагноз, активность мозга оставалась низкой.

"Важно отметить, что этот метод не предсказывает заболевание со 100-процентной точностью. У нас были дети, у которых отмечались признаки аутизма, но у них не возникло расстройства. Были также случаи, когда дети с низкой вероятностью развития болезни становились аутистами", - подчеркнул М.Джонсон. По словам сотрудников британского благотворительного общества Autistica, чем раньше удастся обнаружить заболевание, тем в большей степени можно облегчить состояние детей.


"Раннее вмешательство в ход болезни, например, с помощью специальных образовательных методик или лекарственных препаратов может помочь аутистам в будущем в полной мере реализовать свой потенциал. Отмечу также, что данное исследование нуждается в продолжении", - комментирует доктор Джорджина Гомес-де-ла-Куэста из Британского национального общества аутизма (National Autistic Society).

Исследование ученых опубликовано в журнале Current Biology.

Ученые определили биомаркеры аутизма



Шведские и иранские ученые в ходе совместной работы открыли белки-биомаркеры аутизма, сообщает сайт Уппсальского университета. Группа под руководством Бенгта Перссона (Bengt L. Persson) из университета Линнея и Мохаммеда-Таги Джогатэя (Mohammad-Taghi Joghataei) из Тегеранского университета опубликовала работу в журнале Nature Translational Psychiatry.



Для определения биомаркеров аутизма ученые исследовали образцы крови 32 детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (ASD), а в качестве контрольной группы взяли образцы крови 31 здорового ребенка. Все дети с ASD перед началом исследования были дополнительно обследованы психиатрами и невропатологами, которые подтвердили их заболевания.


При сравнении образцов плазмы крови ученые обнаружили, что биомаркерами расстройств аутистического спектра могут стать три белка, содержание которых значительно отличается у больных и здоровых детей. Уровень двух из них (C3f и C3f-desarg) в крови у детей с ASD повышен. Содержание третьего пептида — модифицированного C3f, у которого одна аминокислота заменена на другую — в крови у больных детей было, напротив, понижено.


Все три пептида являются частью системы комплемента, которая представляет собой комплекс белков, постоянно присутствующих в крови и участвующих в иммунном ответе организма.


В отсутствие модифицированного C3f снижается чувствительность системы комплемента к аутоиммунным заболеваниям. Изменения в функционировании иммунной системы характерны для пациентов с расстройствами аутистического спектра.


Ученые планируют на основе своего открытия создать методику быстрой диагностики аутизма.


Ребенок: развитие, обучение и аутизм

8 декабря 2011 г. (четверг) в рамках проекта "Публичные лекции "Полит.ру" выступила профессор, доктор биологических наук, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), заведующая кафедрой возрастной психофизиологии того же университета, главный научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Татьяна Александровна Строганова.


Тема лекции: «Ребенок: развитие, обучение и аутизм».
Подробности и видео трансляция лекции:
http://polit.ru/article/2011/11/23/stroganova_anons/

Аутизм и компьютерные игры

Что делать, если Ваш аутичный ребенок-подросток много времени тратит на компьютерные игры? Как найти правильный баланс между играми и другой занятостью и обязанностями?


На эти вопросы отвечают в своей книге ''Компьютерные игры и аутизм'' (ориг. на нидерл. ''Gamen en autism'') Herm Kisjes и Erno Mijland. Книга предназначена для родителей и работников служб помощи. Авторы отмечают, что и те, и другие обеспокоены страстью подростков с аутизмом к геймингу. В книге приводятся истории из практики и ''фоновая'' информация, а также даются конкретные рекомендации.
Подробнее:МНИИП(Аутизм и компьютерные игры)

Жизнь других

Артем, Лена и музыка
«Я решила показать своему сыну фильм про такого же человека, как и он сам. Мне была интересна его реакция, — говорит Лена Мурагина, мать 23-летнего Артема. Лена вставила в видеомагнитофон кассету с фильмом «Человек дождя», Артем оживился — он, вообще-то, любит смотреть фильмы. Буквально через 10 минут у него случилась истерика — он испугался того, что похож на главного героя: «Мой сын не знает и не понимает, что он аутист, что он не такой, как все, и его такая реакция для меня была неожиданной».


Мы впервые увидели Мурагиных на концерте в Театре Станиславского, устроенном в честь 20-летия ЦЛП в но­ябре, — Артем ловко исполнял на рояле регтайм Скотта Джоплина: «Артем преодолел себя. Понимаете, он в одном месте запнулся, но не начал для соблюдения порядка играть всю пьесу сначала, а спокойно продолжил дальше. Я думаю, от него этот поступок потребовал громадных усилий», — рассказывает Лена.

Когда двухлетнего Артема привели в детскую поликлинику со стандартной жалобой на то, что «мальчик не говорит», врач сказал, что «заговорит обязательно, приходите позже», поставила перед ним два чайника, заварочный и побольше, — и предложила сказать, в каком из них заварка, а в каком кипяченая вода. После этого Лена поняла, что обычный врач им не поможет, а невропатолог и логопед направили ее в Москву. Различать чайники Артем научился только пять лет назад.

В Москве Лена и Артем попали на прием к будущему президенту ЦЛП Анне Битовой, которая тогда работала на логопедической площадке при психиатрической больнице №6 и с ходу поставила трехлетнему Теме диагноз «ранний детский аутизм». В общей сложности Лена с Артемом провели в Москве около десяти лет: «В 1989 году, когда открылся ЦЛП, моего сына взяли туда среди самых первых пациентов».

Благодаря занятиям Артем начал говорить и для начала сказал слово «аселя». «Мы в Москве зашли в овощной магазин, и Артем стал тыкать пальцем в ящики с огурцами и кричать: «Аселя! Аселя!» А потом увидел помидоры и сказал: «Помхдо, помхдо, помхдо». Учиться писать Артем стал тоже в центре — и там начал заниматься музыкой. Сейчас он играет на уровне первого курса музыкального училища.

Артем перестал наблюдаться в ЦЛП в 12 лет, и теперь Мурагины живут в Туле. Лена говорит, что когда она в 1990 году пришла к тульскому невропатологу на прием, врач посоветовал Лене никому не говорить, что у ее сына аутизм, дословно сказав, что ее сын такой «один на всю Тулу». Сейчас в Туле диагностировано порядка 60 аутистов, которые занимаются в группе лечебной педагогики и реабилитации на базе местного валеологического центра, а слово «аутизм» знают даже продавщицы в обувном магазине. Покупка вещей для Артема — сложный и трудоемкий процесс. Он не понимает, малы ли ему ботинки и жмут ли джинсы. Когда Лена интересуется: «Артем, тебе ботинки малы?», ее сын два раза подряд отвечает «да» и три раза «нет». Зато у него — отличная географическая память, он помнит, в какой коляске его катали в детстве, и знает программу ­телепередач на неделю вперед. «Вот что делать с этими знаниями — совсем непонятно», — говорит Лена.

Поэтесса Соня Шаталова «разговаривает» с миром стихами

Декламируя стихотворения этой удивительной девушки, расплакалась даже народная артистка России Евгения Симонова


Обычно, впервые знакомясь с творчеством Сони, люди думают, что автор - взрослый человек. И сильно удивляются, как 13-летняя девочка могла написать:


«Что заставляет уходить в бессмертье

Мельчайшие частички бытия?

Их разделяют звёзды и столетья,

И вместе с ними исчезаю я.

Но исчезая, во Вселенской книге

Я оставляю чёткие черты.

И в каждом атоме, и в каждом миге

Меж мной и Вечностью наведены мосты».


Поражают и афоризмы Сони. Например. Душа - это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или сатаной. Кошка - символ уютной независимости. Мудрость - мера между «мало» и «много». Надо - кнут для воли. Сказка - тоска по чуду. Смех - доктор для печальной души. Улыбка - пароль доброжелательности. Мысль - самая мощная после любви сила в мире.


Эти и другие афоризмы Соня написала в 8-10-летнем возрасте. Она с детства видела мир иначе, чем большинство детей. Соня - аутист, что в дословном переводе с латинского означает «погружённый в себя». Это психическое состояние человека не разгадано специалистами. Впервые аутизм описали западные психологи в середине XX в. Одни сочли его несчастьем, другие разглядели в аутистах оригинальность мышления, которое может привести к значительным достижениям. Последние оказались правы: например, почти четверть программистов в корпорации «Майкрософт» - аутисты. Правда, болезнь эта имеет градацию от лёгкой до тяжёлой формы. У Сони - тяжёлая. В 8 лет, когда девочка уже писала афоризмы и стихи, она могла, сидя за столом рядом с тарелкой супа, плакать от голода. Дело в том, что для аутизма характерны эмоционально-волевые нарушения. Маме Сони приходилось давать дочери команды: возьми ложку, зачерпни суп, неси в рот. Соня пугалась незнакомых людей. Поездка в общественном транспорте вызывала у неё шок, в автобусе она могла начать кричать. Ситуация осложнялась тем, что Соня не разговаривала. Однако родители боролись за ребёнка, водили на занятия к педагогам. «В 7 лет произошло чудо, - рассказывает «АиФ» её мама Евгения. - Я должна была рукой Сони сделать подписи к картинкам, но Соня остановила моё движение и стала писать сама. Я лишь помогала ей удерживать авторучку. Со временем у дочери обнаружилась врождённая грамотность».

Лучше, чем в Голливуде



Подобные чудеса - не редкость для аутистов. В одной творческой группе с Соней обучался мальчик Лёня. В 2,5 года Лёня уже читал, а в 5 лет в уме извлекал кубические корни из чисел - операция, которую взрослый человек осилит лишь с помощью калькулятора. При этом внешне Лёня мог производить довольно странное впечатление - шёл по улице и хлопал в ладоши, сам с собой разговаривая. Если спотыкался, то ему надо было обязательно вернуться и пройти отрезок пути снова. Он мог это сделать даже на оживлённой магистрали, из-за чего пару раз чуть не попал под машину. Как здесь не вспомнить оскароносный фильм «Человек дождя», где аутиста сыграл Дастин Хоффман. Его персонаж прекрасно управлялся с миром цифр, гораздо лучше, чем с реальной жизнью, из-за чего родители отправили его в лечебницу. Родители Лёни своего ребёнка не спрятали, а как могли - сами и вместе с психологами - старались помочь ему адаптироваться в обществе.


И добились феноменальных успехов. Лёня прекрасно закончил школу. В 11-м классе стал призёром всероссийской олимпиады по математике, благодаря чему поступил на бюджетное отделение математического факультета одного из лучших вузов Москвы. «В институте работают замечательные люди. Они понимают, что Лёне иногда бывает трудно, и поддерживают его, - рассказывает «АиФ» его мама Алла. - Сейчас сыну 20 лет, он отрастил бороду, но, идя в институт, может, как в детстве, скакать, хлопать ладошами, что-то бормотать под нос».

Таблеток от аутизма не существует. Здесь важен комплекс занятий со специалистами, посвятившими себя этой загадочной болезни. К счастью, в Москве они есть. Например, специалист по соматосенсорике верно обнаружил у Сони так называемые поля восприятия информации и сделал вывод, что в школе педагог должен подходить к девочке обязательно сбоку, подавать учебники и тетрадки тоже сбоку. А уж если информация попадает в поле восприятия аутиста, он запоминает её навсегда. Даже спустя годы аутист может в подробностях вспомнить определённую страницу когда-то прочитанной книги. Соня в 10 лет потрясла родителей, описав свою клиническую смерть, которую она пережила в возрасте 6 дней! Ей никогда не рассказывали об этом событии, но память Сони уникальным образом сохранила информацию, которую она и изложила на двух страничках.

Солнышка блик



У Сони с детства очень чёткое мировоззрение. В 8 лет она написала: «Зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в этот мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими». Я так думаю, для меня это стихи. Мне невозможно их не писать, иначе я умру от боли, лопну от напора слов в голове». Мама Сони рассказывает: «В крещении дочка - София. Она - религиозный человек, хотя на службах в церкви бывает редко - ей очень тяжело переносить большие скопления людей. Только летом, в лагере для семей с «особыми» детьми в селе Давыдово Ярославской области, Соня может свободно посещать храм - там все свои. А дома, в нашем небольшом подмосковном городке, сверстники на улице могут показать на Соню пальцем, посмеяться, а взрослые - с жалостью покачать головой… В одном из храмов, где в тот момент была София, батюшка на проповеди, посвящённой греху осуждения ближнего, указал на дочь и сказал: «Вот вы думаете, она может только мычать и странно себя вести? Но вы же не знаете, а вдруг под этой оболочкой скрыто великое богатство?».
Когда мы встретились с Соней, я хотела, чтобы она подписала для меня сборник, где есть и её стихи. Но вместо этого поэтесса увлечённо наматывала на палец нитку. Потом она покачалась на стуле, как маятник, а дальше ей надо было идти на занятия. Но я-то знала, что, возможно, вечером, или через день, или через неделю, Соня возьмёт и опишет нашу встречу.

Она прекрасно понимает, какое впечатление производит на окружающих.


«Немая, неумелая, 

От мира за стеной.

Зовётся аутизмом

Недуг проклятый мой»,

- писала она ещё в 9 лет. Почему она так себя ведёт? Судя по её стихотворениям и сочинениям, Соня сама страдает: «Я живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно. И связь с обыденной реальностью у меня самая слабая, причём наиболее слабая на телесном уровне». А в 14 лет девочка дала собственное определение загадочному аутизму: «Это жизнь в нигде и никогда и одновременно в везде и всегда». Она понимает, что многих детей с подобным заболеванием родители сдавали государству. Некоторые, думая, что Соня - ничего не разумеющий «овощ», прямо при девочке говорили её маме:


«Почему ты дочь в интернат не сдашь? Хоть вздохнёшь спокойно». После чего Сонина рука выводила для мамы строки:


«Сколько вынесла обиды, 
Семью держа, точно небо Атлант».


Или:


«Почему ты порой так печальна,

Так прекрасно задумчив твой лик?

Ты такой не была изначально,

И в улыбке был солнышка блик….»


Недавно Соне исполнилось 18 лет. Она с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе. Остались в прошлом и «проблемы с супом». Благодаря помощи специалистов её связь с обыденной реальностью становится всё крепче. Коррекционные занятия проходят несколько раз в неделю. Однако добираться в Москву из Подмосковья на общественном транспорте для неё всё ещё проблема. Приходится использовать такси.

Причём с одним и тем же водителем. Так Соне спокойнее. Каждая поездка - дыра в бюджете семьи, где мама не работает, а Соня как инвалид получает мизерную пенсию. Зарплаты папы с трудом хватает на питание. И ещё - в нашей стране диагноз «аутизм» ставят только детям до 15 лет, а дальше меняют на шизофрению, что чревато поражением всех гражданских прав – человек не может учиться, работать, распоряжаться деньгами. Соня это знает.

Подбадривает себя:


«Не смогут житейские бури

Запрятать меня на дно».


Не думает она обижаться и на окружающий мир с его правилами. Наоборот, хочет спасти:


«Мне почему-то очень надо

Стекло бордовое заката

В оранжевое утро превратить.

Своею радостью окраситьi>

Дома, заборы,

Плачем и слезами

Омыть все окна и дороги.

Весь мусор жизни

Мощным током крови

Снести и в своём сердце сжечь.

И это всё не жертва, нет,

А просто помощь заблудившемуся миру».


Заветное желание Сони - заговорить. Специалисты считают, что такой шанс есть. Дай Бог, ведь тогда Соня с удвоенной силой поведает нам о том, над чем мы без её помощи, возможно, никогда бы не задумались.



P. S. Мама Сони даже не заикнулась о помощи, но те, кто читал её дневник в Интернете в «Живом журнале», знают, что семья нуждается в деньгах, чтобы оплачивать поездки на такси к специалистам в Москву. С Евгенией и Соней можно связаться по электронной почте: schatalowa.ew@yandex.ru
Статья ««Живу нигде и везде». Соня Шаталова «разговаривает» с миром стихами» из номера: АИФ №5
Автор: Мария Позднякова

Нейроны Зазеркалья

Часть головного мозга человека работает одинаково при выполнении действий и при наблюдении за тем, как эти действия выполняют другие
Вы никогда не задумывались почему, когда мы видим зевающего человека, мы сами начинаем зевать? Или, например, заметив, как кто-нибудь чешется, мы тоже испытываем желание почесаться? Почему мы щуримся, когда видим, что кто-то безуспешно пытается вдеть нитку в иголку, и напрягаем мышцы, увидев неожиданное падение какого-нибудь человека? По какой причине мы начинаем тереть глаза, когда по телевизору показывают хирургическую операцию на роговице? Из-за чего мы морщимся и сжимаем руку в кулак, когда кто-то со всей силы ударяет себя молотком по пальцу?..


Оказывается, что подобные «детские» вопросы не так-то просты, как может показаться на первый взгляд. И поиск ответа на них приводит к полному переосмыслению известных принципов работы головного мозга, что, в свою очередь, может дать решение таких, казалось бы, неразрешимых проблем, как появление речи, возникновение галлюцинаций, причины аутизма и шизофрении. Однако начнём по порядку…

Зеркальный мозг



А причиной всему были осколки зеркала, что попали ему в глаз и в сердце. Потому-то он передразнивал даже миленькую маленькую Герду, которая любила его всем сердцем.
Г. Х. Андерсен. Снежная королева


В 1996 году в престижном научном журнале «Cognitive Brain Research» была опубликована статья «Премоторная кора и узнавание моторных действий» (Premotor cortex and the recognition of motor actions), которую написали итальянские учёные Джакомо Ридзолатти (Giacomo Rizzolatti), Лучано Фадига (Luciano Fadiga), Леонардо Фогасси (Leonardo Fogassi) и Витторио Галлезе (Vittorio Gallese). Эти исследователи из университета города Парма (Universita` degli Studi di Parma) проводили эксперименты на макаках, у которых в нижнюю часть лобной коры (область F5) были вживлены электроды. Первоначально исследователи хотели лучше изучить работу уже давно известных так называемых командных нейронов, активирующихся только при выполнении обезьяной определённых действий (например, собирание предметов, захват рукой различных объектов и т.п.). Однако неожиданно для себя эти учёные обнаружили, что нейроны, которые начинают разряжаться при выполнении обезьяной определённого действия, активируются и тогда, когда обезьяна просто видит, как кто-то другой выполняет это же самое действие (причём именно действие, а не просто движение). Например, когда макака хватает лежащий перед ней на столе арахис и запихивает его в рот, то при помощи вживлённых электродов можно обнаружить, что в премоторной коре её мозга начинает давать разряды определённый нейрон. При выполнении же обезьяной любых других действий активации этого нейрона не наблюдается. Однако в ситуации, когда эта макака пассивно сидит и видит, как арахис со стола берёт и съедает уже другая обезьяна, то в её мозге удивительным образом начинает разряжаться этот же самый нейрон, как будто это она сама выполнила это действие.


Открытие таких необычных нейронов, которые получили название «зеркальные», произвело настоящий фурор в научной среде. В последующие годы были проведены многочисленные проверки, которые подтвердили, что такие нейроны действительно существуют в мозге обезьян.


После этого сразу возник вопрос, а есть ли подобные нейроны в мозге человека? На людях эксперименты Ридзолатти никто пока так и не повторил: найти здоровых добровольцев, желающих, чтобы им в нейроны премоторной коры вживили электроды, не так-то просто. Однако косвенные проверки при помощи значительно более безопасных для испытуемых методов исследования мозга провести всё-таки удалось. При помощи функциональной магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии, а также магнито- и электроэнцефалографии несколько независимых исследовательских групп подтвердили существование в коре головного мозга областей, которые активируются как при выполнении человеком определённых действий, так и тогда, когда этот человек просто смотрит или воображает, как эти действия выполняет кто-то другой.


Также было показано, что кроме премоторной и нижнетеменной коры, зеркальные нейроны имеются и в других частях коры головного мозга человека (например, в поясной извилине и островке), и они могут принимать участие в таких сложных формах эмоционального поведения, как сопереживание.

Мозговая основа сопереживания



Способность человека распознавать и предугадывать действия других людей ещё совсем недавно, в конце XX века, как правило, объяснялась тем, что мозг выстраивает сложные причинно-следственные связи, по сути решая каждый раз чисто логические задачи. К примеру, предполагалось, что когда боксёр видит напряжение руки его соперника, оценивает степень напряжения других его мышц, замечает начало движения руки, экстраполирует её движение в будущее, извлекает из долговременной памяти контекст ситуации, то в итоге его мозг приходит к выводу, что сейчас будет нанесён удар. Не кажется ли вам, что это объяснение, всё-таки, слишком сложно?Открытие зеркальных нейронов позволило дать значительно более простое объяснение тому, почему мы так быстро и легко, в большинстве случаев, понимаем действия окружающих. Предполагается, что, когда мы видим движение другого человека, у нас в мозгу включаются те же нейроны, которые работают, когда мы сами совершаем подобное действие. В результате мы фактически чувствуем, что делает другой человек, и, соответственно, можем предсказывать продолжение его начавшихся действий и их цели, не производя никаких сложных логических вычислений. Если вернуться к примеру с боксёром, то нейроны его мозга воспроизводят увиденные неприметные движения его соперника, и, тем самым, создают в его теле напряжения, свойственные ему, когда нападает он сам.

Здесь можно было бы поставить точку, так как, думаю, уже ясно, что именно работой зеркальных нейронов и объясняются все эти многочисленные примеры предсказуемого поведения с зеванием, почёсыванием, напряжением мышц и т.п., приведённые в начале статьи. Однако точку ставить всё-таки ещё рано, так как история на этом не заканчивается. Дело в том, что открытие зеркальных нейронов привело и к другим не менее интересным открытиям.

Истоки человеческой речи


Область F5 (area F5) мозга обезьян, где впервые были обнаружены зеркальные нейроны, соответствует полю 44 коры головного мозга человека. В этом поле у людей также есть зеркальные нейроны, так как различные эксперименты подтвердили, что, когда люди видят или представляют движения рук и лицевой мускулатуры, у них активируется именно эта область. Однако поле 44 доминантного (как правило, левого) полушария интересно не только этим. В нём (а также в расположенном рядом поле 45) находится так называемая зона Брока (открытая, кстати, ещё в XIX веке), которая является центром моторного компонента речи. При поражении этой области коры человек теряет способность произносить слова, хотя продолжает понимать как устную, так и письменную речь.


Форма входа
Новости
[26.03.2015]
Мы переехали на новый сайт! (2)
[26.03.2015]
Международная акция «Зажги синим!» в Туле (0)
[23.03.2015]
5 апреля 2015 года.Акция!!! (0)
[09.01.2015]
Рождественский конный праздник (0)
[03.01.2015]
Новогодний утренник (0)
[20.12.2014]
К тулякам из "Маленькой страны" пришли Дед Мороз и Ванечка из ЛДПР (0)
[01.09.2013]
Праздник в честь начала учебного года (0)
[29.08.2013]
«Здравствуй, школа!» (0)
Архив записей
Погода
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
счетчик посещений